• Ирина Годунова

Феномен созависимости: клиника и психологическая коррекция

https://www.b17.ru/blog/237920/

Автор: Анна Мирцало


Статья написана по материалам лекции врача-психиатра-нарколога высшей категории, психотерапевта высшей категории Клешни В.Г. на тему «Феномен созависимости: клиника и психологическая коррекция», проведенной в рамках проекта «Мастерская психологических практик» 17 декабря 2019 г., г. Донецк.


Современная аддиктивная психотерапия работает с зависимыми людьми по таким направлениям: организм; психика (диагностика депрессий, неврозов, когнитивных нарушений из-за повреждений мозга вследствие синдрома зависимости); общество и семья – работа с синдромом созависимости у членов семьи; формирование когнитивной системы – ценностей, целей, жизненных ориентиров, которая, по сути, спасет зависимому человеку жизнь. В МГБ-10 написано, что пациентом врача, занимающегося аддиктивной психиатрией, является семья пациента.

Работать с пациентом без его семьи является пустой тратой времени, поскольку у членов семьи человека с синдромом зависимости возникает проблема созависимости. Следует отметить, что в проблеме созависимости в основном разбираются проблемы жен, матерей (отцов). Дети выделяются в отдельную категорию. Без преодоления синдрома созависимости для человека все может закончиться смертью от заболеваний стрессом, гипертонией, депрессиями, суицидов.


Феноменология: клиника созависимости

Эдвард Смит дал такое определение созависимости – это результат адаптации семьи к той трагической действительности, с которой она сталкивается (проблема родителей, супругов, детей). Это закрепившаяся реакция на стресс, который в силу обстоятельств существования становится не столько способом выживания, сколько образом жизни. И даже в том случае, когда источник стресса устранен и больше не оказывает влияния, созависимый человек действует в окружающей его среде по-прежнему, как если бы угроза со стороны зависимого сохранялась. Примером служат, казалось бы, парадоксальные вещи, когда мужья выздоравливают от зависимости и, если жена остается созависимой, они оказываются с ней на разных планах бытия, и, как правило, уходят к здоровым женщинам, оставляя созависимых жен у разбитого корыта с тяжелыми формами депрессии. Если проблема созависимости не преодолена женами вместе со своим зависимым супругом или членом семьи, ее приходится преодолевать даже тогда, когда источник стресса исчез. У детей родителей с синдромом зависимости тема созависимости постоянно присутствует в их жизни. Здесь следует вспомнить о признаках функциональных и дисфункциональных семей.


Признаки функциональной семьи:

· члены семьи умеют удовлетворять свои потребности;

· родители делают, что говорят;

· ролевые функции выбираются, а не навязываются;

· в семье есть место развлечениям;

· ошибки прощаются, на них учатся;

· гибкость семейных правил, законов и возможность их обсуждения

Признаки дисфункциональной семьи:

· отрицание проблем и поддержание иллюзий;

· вакуум интимности;

· замороженность правил и ролей;

· конфликтность во взаимоотношениях;

· недифференцированность «Я» каждого члена;

· сокрытие секретов семьи и поддержание фасада псевдоблагополучия;

· склонность к полярности чувств и суждений;

· закрытость системы;

абсолютизирование воли и контроля за членами семьи, особенно за детьми.


Проблема созависимости – это проблема семейной терапии, в которой реализуется системный подход к семье. Есть некий параллелизм: как наркозависимый нуждается в наркотике, так созависимый зависит от психоактивных веществ опосредованно. Жизнь созависимого полностью сосредотачивается на попытках контролировать и сделать за зависимого человека то, что он в принципе сделать не может (например, не употреблять алкоголь или наркотики). Созависимый же с патологическим упорством добивается этого. Москаленко В.Д. в книге «Зависимость. Семейная болезнь» считает, что на бессознательном уровне созависимый хочет, чтобы все патологические отношения в семье воспроизводились. Созависимость - целостная модификация поведения и сознания, обусловленная присутствием в контексте с индивидом наркозависимого субъекта, т.е. созависимый заинтересован в воспроизводстве тех отношений которые сложились. При этом созависимый этого абсолютно не осознает.


Основными для созависимости являются следующие характеристики:

1.Низкая самооценка – основная характеристика созависимых, на которой базируются все остальные. Отсюда вытекает такая особенность, как направленность вовне. Созависимые полностью зависят от внешних оценок, от взаимоотношений с другими, хотя слабо представляют, как другие должны к ним относиться. Из-за низкой самооценки созависимые могут постоянно критиковать, но не переносят, когда это делают другие. В этом случае они становятся негодующими, гневливыми. В глубине души созависимые не считают себя достаточно хорошими людьми. Испытывают чувство вины, когда тратят на себя деньги, не позволяют себе развлечения. Именно низкая самооценка движет ими в стремлении помогать другим. Не веря, что могут быть любимыми и нужными, пытаются заработать любовь, внимание и стать в семье незаменимыми.

2. Компульсивное желание контролировать жизнь других. Созависимые жёны, матери, сёстры больных с зависимостью – это контролирующие близкие. Они верят, что в состояние контролировать всё. Чем хаотичнее ситуация дома, тем больше усилий они прилагают для её контроля. «Ваш контроль позволяет ему снять с себя ответственность за употребление наркотиков и отдать ее вам и вы его подталкиваете к смерти», - говорит врач или психолог в этот момент.

3. Желание заботиться о других, спасать других. Это стремление построено на нездоровом чувстве вины. Так как попытка спасти не удается, т.к. созависимый не может решить за другого человека то, что он должен решить сам, это обращается в гнев

4. Проблема чувств. Многие поступки созависимых мотивированы страхом, который является основой развития любой зависимости: страх столкновения с реальностью, страх быть брошенной, страх, что случится самое худшее, страх потери контроля над жизнью. Помимо страха у созависимого в эмоциональной сфере могут преобладать тревога, стыд, вина, затянувшееся отчаяние, негодование и даже ярость.

По мере развития созависимости растет толерантность к этим негативным эмоциям. В конце концов, можно сказать, что созависимость – это отказ от самого себя. Человек привыкает жить в мире крайне негативных эмоций, называемых «токсическими»: как при синдроме зависимости у больного растет устойчивость к наркотикам, так у созависимого растет толерантность к «токсическим» эмоциям. Идет четкий параллелизм между развитием синдрома зависимости и состоянием созависимости: начало, рост толерантности, повышение устойчивости, компульсивное влечение и негативный исход, если человек с этой проблемой не справится. Созависимый испытывает постоянный гнев. Усиливается чувство вины и стыда из-за того, что человек берет на себя ту ответственность, которую не должен нести за проблему, которую он не может решить: «Мой сын алкоголик. Я неправильно его воспитала». Он может только помочь зависимому члену семьи с этой проблемой справиться.

5. Отрицание. Созависимые используют все формы психологической защиты: рационализацию, минимизацию, вытеснение и пр., но более всего отрицание. Они склонны игнорировать проблемы или делать вид, что ничего серьёзного не происходит («просто вчера он пришёл опять пьяный»). Они как будто пытаются убедить себя в том, что завтра всё будет лучше. Порою созависимые постоянно заняты чем-то, чтобы не думать о главной проблеме. Они легко обманывают себя, верят в ложь, верят всему, что им сказали, если сказанное совпадает с желаемым. Самым ярким примером легковерия, в основе которого лежит отрицание проблемы, является ситуация, когда жена больного алкоголизмом продолжает десятилетиями верить, что он бросит пить и всё само собой изменится. Они видят только то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать: «Мой сын не может быть психически больным», «Мой сын не может быть наркозависимым» К трагическому концу созависимых приводит болезнь стресса, язвенная болезнь, гипертония, частые депрессивные расстройства.

Динамика созависимости

Динамика созависимости включает 4 фазы:


1 фаза – фаза озабоченности. Проявления:

1. Тревога за близкого человека, больного зависимостью. Периодическое появление токсических эмоций. Токсические эмоции – это чувства вины, стыла, обиды, жалости к себе, беспокойства и гнева. Токсические эмоции для созависимого – это тоже самое, что наркотик или алкоголь для зависимого.

2. Отрицание проблемы. Появление частого использования токсических эмоций.

3. Повышенная переносимость отрицательного поведения больного и ТЭ (рост толерантности).

4. Трудности концентрации внимания.


2 фаза – фаза самозащиты. Проявления:

1. Трансформация различных эмоций в негативные и в то же время отрицание ТЭ.

2. Все внимание поглощено больным членом семьи. На этой фазе часто страдают младшие дети

3. Защита больного. Здесь характерны реплики: «Бьет, значит, любит», «Ну, он же бросит пить»

4. Высокая терпимость к патологическим формам поведения больного.

5. Чувство ответственности за все семейные проблемы; зависимый выпадает, по сути, из жизни семьи и превращается в ребенка.

6. Повторяющиеся трудности концентрации внимания, появление трудностей с выполнением рабочих, трудовых обязанностей.

7. Утрата контроля над своей жизнью и над жизнью больного.


3 фаза – фаза адаптации. Проявления:

1. Чувство вины и стыда.

2. "Идеальное" поведение

3. Выраженный гнев на окружающих, прежде всего, специалистов помогающих профессий.

4. Увеличение потребления спиртного (наркотика) больным.

5. Угрызения совести и стресс.

6. Приспосабливание к житейским неудобствам.

7. Все действия сконцентрированы на больном.

8. Стремление изолировать больного и/или чрезмерно опекать.

9. Выраженная жалость к себе.

10. Все для других, ничего для себя.

11. Непереносимое чувство обиды.

12. Рассеянность.

13. Распад семьи, при котором для созависимого это не приносит чувства облегчения.

14. Обращение за медицинской или психологической помощью.

15. Чувство собственного поражения.

16. Критически низкая самооценка.

17. Бесконтрольное прибегание к ТЭ.


4 фаза – фаза истощения. Проявления:

1. Обоснование использования ТЭ.

2. Полная утрата чувства собственного достоинства.

3. Потеря терпимости к больному.

4. Духовная деградация.

5. Страхи.

6. Выраженная тревога, депрессия.

7. Все обоснования целесообразности своего поведения оказываются несостоятельными.

8. Преодоление созависимости

или

9. Глубокий кризис.


Психологическая коррекция состоит из 13 шагов и описана в книге Мокаленко В.Г. «Зависимость. Семейная болезнь». Книга находится открытом доступе, содержание занятий, как для групповой, так и индивидуальной терапии, доступно по ссылке

1 шаг. Работа с чувствами. Цель – научиться определять свои чувства, выражать их словами либо языком тела и пр., увидеть сходство своих чувств с чувствами других людей, осознать, что есть «резерв» неиспользуемых чувств, понять, что все наши чувства хороши. На примере одного из чувств (например, страха, гнева) понять, как эти чувства могут быть выражены неразрушительным, здоровым образом.

2 шаг. Работа с контролирующим поведением. Цель – показать неэффективность контролирующего поведения, мотивировать участников к отказу от него, а также к тому, чтобы не только перестать контролировать других, но и начать заботиться о себе.

3 шаг. Отстранение. Созависимые путают заботу о своих близких с чрезмерной увлеченностью их проблемами, превращая их в объект своей любви, программируя их действия. Цель – понять необходимость отстраниться с любовью от близкого, страдающего зависимостью от психоактивных веществ, и обсудить, как это можно сделать.

4 шаг. Акция – реакция. Цель – показать на примерах из жизни присутствующих, что многие их чувства, мысли и действия возникали реактивно, лишь как реакция на больного зависимостью, в ответ на что-то. Необходимо стремиться от реакции к акции, т.е. к действиям, идущим от себя.

5 шаг. Границы личности. У зависимых, как и созависимых, границы личности размыты – их или нет, или они превращаются в железобетонный блок Цель – научиться различать наряду с внешними границами и внутренние границы. Упражняться в навыках отстаивания собственных границ и соблюдения границ другого.

6 шаг. Родительская семья. Цель – поработать над незавершенными делами своего детства, над родительскими наставлениями, над болезненными чувствами, идущими из детства, посмотреть на родительскую семью с точки зрения взрослого зрелого человека и подойти к необходимости простить родителей.

7 шаг. Самооценка. Цель – выработка навыков адекватной самооценки. Здоровая самооценка определяется формулой: «Я не лучше других, но я и не хуже других; я больше не сравниваю себя с другими людьми».

8 шаг. Избавление от психологии жертвы. Цель – увидеть негативные последствия роли жертвы и сознательно отказаться от нее.

9 шаг. Работа с мышлением, развитие способности прогнозировать будущее. Цель – укрепить уверенность у созависимых в том, что они умеют думать, «вычислять» будущее, принимать решения, строить здоровые отношения.

10 шаг. Работа с утратой. Цель – ознакомить со стадиями процесса реагирования на утрату и обсудить на примерах из жизни присутствующих продуктивные и непродуктивные стороны этого процесса.

11 шаг. Обучение постановке собственных целей. Цель – отработка такого навыка, как умение ставить себе цели, построение древа целей.

12 шаг. «Я имею право». Цель – способствовать укреплению такой системы ценностей, в которой законным является самопринятие. Здесь важно составить список своих потребностей и способы их удовлетворения.

13 шаг. Утверждение себя. Цель – начать практиковать навык пользоваться позитивными утверждениями о себе, оставить негативные утверждения.

Дети больных синдромом зависимости

По статистике 66% мальчиков и 15% девочек из созависимых семей впоследствии заболевают зависимостями. Дети больных синдромом зависимости руководствуются рядом определенных когнитивных структур в своей жизни, которые не осознают:

· Главная когниция – сокрытие секретов семьи и поддержание фасада псевдоблагополучия: «не выноси сор из избы», «делай вид, что дома все хорошо». Ребенок любым путем старается скрыть проблемы своих родителей, чтобы иметь уважение в кругу детей.

· Жизнь в укрытии. Привычка к скрытности обуславливает необходимость игнорировать реальность.

· Ребенок не чувствует себя в безопасности в родительском доме. В зависимых семьях все постоянно лгут. Со временем ребенок перестает понимать, что реально, а что нет, где правда, а где ложь.

· Послания с двойным смыслом «Я тебя люблю, но ты не мешай, иди отсюда», «Я не хочу ничего знать. Ты – взрослая девочка/мальчик и сама разберешься с детьми в школе» вызывают у ребенка когнитивный диссонанс, когда он вообще перестает доверять чему-либо и у него начинается дереализация.

· В семьях созависимых присутствует постоянное насилие, которое усваивается, как стиль поведения. У мальчиков проявляется в агрессивном поведении, у девочек – страх, депрессии, чувство небезопасности. Домой дети идут с неприятными чувствами, у них возникает нежелание возвращаться домой, провоцирующее уходы из дому и бродяжничество.

· Ребенок вырастает с ощущением того, что он неудачник. У таких детей возникает чувство разочарование в жизни и ощущение, что их предали. Осознание предательства родители уже во взрослом возрасте дается тяжело, вызывает чувство вины, порождая инфантилизм.

· Слишком быстрое взросление. В таких семьях дети начинают быть родителями для своих родителей. Для зависимых родителей характерны такие высказывания: «Дочь – это моя подружка». Утрачивается роль родителей и детей. Ребенок заботится о младших братьях и сестрах, которых бросают на улице и потом у них возникает чувство, что у них не было детства.

· Сексуальные домогательства со стороны зависимых родителей, особенно от алкоголя.

· Заброшенный ребенок. Эмоциональные потребности не удовлетворяются: «Я из семьи лузеров». У них нет внутреннего родителя – никто не показал им, как им быть.

· Низкая самооценка. Когда с детьми обращались, как ничто, они и ощущают себя, как ничто. Они внутренне хрупкие.

· Жизнь в мире фантазий. Дети рисуют себе сказочные миры. Склонны к компьютерным зависимостям, гаджетам.

· Для того чтобы выжить, дети больных синдромом зависимости разрабатывают различные мифы. Многие из них считают, что являются причиной алкоголизма своих родителей. У детей магическое мышление: им кажется, что они могут изменить мир, контролируя себя и все обстоятельства жизни. И это заблуждение: изменить себя человек может только сам либо же другие факторы, которые войдут в его мир. И когда мифы разрушаются, у ребенка возникает чувство собственного поражения вместе с неправильным убеждением, что он неудачник, проигравший, еще не успевший вступить в игру, т.е. своим поведением ребенок пытается изменить поведение родителя, а это невозможно, но он этого не осознает и считает, что он проиграл.

Современная медицина утверждает, что если больной не хочет лечиться, а его родственники проходят психологическую коррекцию созависимого поведения, то в дальнейшем 50 % из числа больных приходит на лечение с зависимостями. Положительные изменения в жизни и состоянии любого члена системы приводят к позитивным результатам семьи в целом.

Для диагностики созависимости используется тест созависимости Дж. Уайнхолда и Б. Уайнхолда, разработанный в 1989 г. В режиме онлайн его можно пройти, перейдя по ссылке: https://onlinetestpad.com/ru/test/29028-test-na-sozavisimost-dzh-uajnkhold-b-uajnkhold Это женский вариант, так как более 90 % созависимых – женщины. Отвечая на вопросы теста, заполняя бланки ответов, человек начинает видеть свою ситуацию.

11 views0 comments

Записаться

 samsebe03@yandex.ru

Менеджер Ирина Майорова 

+7 903 755 70 20